Центр знаний

«DATAREON: есть задача — будет и компания». Интервью с Алексеем Тимашовым

Издание PC Week, №13 (934) за 2017 год // Октябрь, 2017

Недавно из бизнеса AXELOT специально под развитие направлений, связанных с системами нормативно-справочной информации и ИТ-интеграции, была выделена компания DATAREON. О текущих задачах компании, ее планах и об особенностях проблематики, которой она занимается, мы беседуем с генеральным директором DATAREON Алексеем Тимашовым.

Какова история появления новой Datareon?

Традиционно в нашей некогда единой компании AXELOT существовало три основных направления, связанных с автоматизацией логистики, внедрением ERP, а также c системами нормативно-справочной информации (НСИ) и информационной интеграции. Эти три направления очень сильно различаются между собой по всем параметрам: с точки зрения технологии, маркетинга и продаж. В определенный момент стало трудно эффективно развивать всю эту деятельность в рамках единой организации, и было принято решение о разделении бизнеса на три компании, одной из которых и стала DATAREON. Ее специализация ‒ развитие систем НСИ и интеграционные задачи. Решение было принято еще два года назад, и сейчас мы вывели всю нашу деятельность под отдельный бренд и соответственно в отдельный бизнес. Кстати, сам бренд DATAREON выбирался с учетом перспектив его продвижения как на российском, так и на международном рынках.

Какие направления деятельности развиваются сейчас в рамках компании DATAREON и какими продуктами она в настоящий момент занимается?

Начну с продуктов. На сегодня мы имеем два основных: для автоматизации управления нормативно-справочной информацией (или, согласно другой терминологии, управления мастер-данными, или Master Data Management — MDM) — «1С:MDM», а также Datareon ESB. Последний представляет собой инструмент интеграции корпоративных ИТ-систем или, как следует из самого названия, шину данных предприятия (Enterprise Service Bus). Правообладателем первого продукта является фирма «1С» (хотя это наша разработка), Datareon ESB полностью разработан нами и нам же и принадлежит. Это два разных ИТ-инструмента, нацеленные на решение разных задач, но в то же время очень тесно связанные между собой. Безусловно, понятие, интеграции в современном ИТ-ландшафте, состоящем из самых разных систем, очень широкое, и соответствующие проекты могут вовсе не затрагивать темы MDM. Мы такими проектами тоже занимаемся. Если же говорить об управлении НСИ, то тут ни в одном проекте без интеграции и, следовательно, без Datareon ESB точно не обойтись.

Что, на ваш взгляд, заставляет российского корпоративного заказчика обращать пристальное внимание на внедрение систем MDM именно сейчас?

Существует целый ряд факторов. Это, например, общемировая и в то же время затрагивающая российский рынок тенденция слияний и поглощений. Если речь идет (что очень часто встречается на практике) о бизнесе B2C, то здесь как минимум встает задача объединения клиентских баз и гармонизации систем НСИ в этой части. Это задача отнюдь не тривиальна, даже если мы имеем отлаженные процессы ведения НСИ в объединяемых компаниях. Подобная ситуация, мягко говоря, встречается не часто, а значит, задача становится еще сложнее.

Что касается особенностей отечественного рынка, то на нем все еще активно идут процессы консолидации различных бизнесов, и это тоже поддерживает значительный интерес к управлению НСИ в части казначейства, снабжения, управления персоналом, той же клиентской базы и т. д.

Далее у нас в стране все более рельефно обозначается потребность в управлении изделием по всему жизненному циклу (от проектирования — до эксплуатации), что наиболее характерно для крупных машиностроительных производств, хотя и не только для них. Это в свою очередь диктует необходимость налаживания тесного информационного взаимодействия между различными компаниями, бизнес которых сосредоточен на том или ином этапе жизненного цикла В ритейловом бизнесе явно обозначаются цепочки поставок как самостоятельные направления корпоративного менеджмента. И в этом случае проблема консолидации систем НСИ снова выходит на первый план.

Надо также отметить, что фактически во всех перечисленных мною сценариях стоит задача интеграции ИТ-систем, которая может быть вовсе отделена от НСИ-проблематики. Учитывая широкий спектр отраслевых задач, это могут быть самые различные корпоративные системы: ERP, WMS, TMS, PLM и многие другие. Их интеграцией посредством Datareon ESB и созданием таким образом неких композитных приложений мы также занимаемся.

В части MDM в каждой конкретной ситуации мы имеем отдельную бизнес-задачу. Здесь мы можем делать комплексные MDM-проекты «под ключ». То есть, на выходе мы даем заказчику методологию, ИТ-инструмент, а также оптимизируем оргструктуру, нормализуем данные, разрабатываем штатное расписание подразделения, которое будет заниматься НСИ. А в случае необходимости можем полностью взять ведение НСИ на аутсорсинг.

В то же время мы можем работать и на более высоком уровне общеотраслевых задач, которые сейчас тоже весьма актуальны. Так, мы участвуем в проекте создания единого классификатора для всей российской судостроительной отрасли.

Представляется, что рынок MDM-решений в России уже вполне конкурентен. На нем как минимум явно присутствует ряд крупных и крупнейших зарубежных поставщиков корпоративного ПО с сильными решениями и достаточно внушительными маркетинговыми ресурсами. Какие факторы, по вашему мнению, помогут вам конкурировать?

Да, зарубежные поставщики являются нашими основными соперниками на рынке. И конкурировать действительно придется. Не будем лукавить и честно признаем, что управление мастер-данными (за исключением, быть может, некоторых нюансов в отдельных отраслях) имеет очень слабовыраженную страновую специфику. Поэтому ставить во главу угла тезис о том, что якобы только наше решение может подойти для отечественного рынка, не слишком разумно. Тем не менее, есть ряд объективных факторов, которые мы вполне можем и должны использовать в конкурентной борьбе.

Начнем с того, как подают MDM-решения отечественному потребителю зарубежные поставщики. В развитых западных странах рынок продуктов этого класса (равно как и решений класса Data Management вообще) сейчас заметно более зрелый, чем у нас. Да к тому же еще и с более глубокой историей. Там внедрение MDM на фоне более общих технических и организационных идей управления корпоративными данными, которые пока не очень хорошо ложатся на почву российского бизнеса, является более распространенной, да и более естественной практикой. Локомотивом при этом может выступать, например, небезызвестная концепция Data Governance. Сюда же могут подтягиваться пресловутые задачи обработки больших данных, и таким образом важнейшая с точки зрения практики тема MDM может что называется потеряться.

Мы же считаем, что сейчас в России можно и нужно серьезно заниматься вопросами НСИ как самостоятельным направлением, и наша деятельность является в том числе образовательной. Мы отбираем и готовим к печати книги и иные публикации по данной теме, проводим семинары и конференции. В нашем представлении отечественный рынок сегодня очень нуждается в этом. Хотя делать это необходимо целенаправленно, и здесь как раз российская специфика имеет место.

Несмотря на то что наши зарубежные коллеги часто идут на рынок с более глобальными идеями, в которых MDM скорее часть чего-то более общего, мы считаем, что тема НСИ в достаточной степени комплексная сама по себе. Безусловно, это не только формирование и поддержка ряда справочников. Внедрение обязательно должно сопровождаться решением вопросов обеспечения качества данных, их безопасного хранения и передачи в другие системы, выполнением ETL-процедур и целого ряда других проблем. Необходимо также обеспечить наиболее оптимальное сопряжение соответствующей ИТ-системы с работой экспертов по НСИ и всех сотрудников подразделения по сопровождению нормативно-справочной информации, если таковое имеется. Словом, направление Master Data Management комплексное, и работы тут явно хватает. Экономическая обоснованность внедрения системы НСИ зачастую очевидна, и это еще одно свидетельство того, что перед нами самостоятельная задача корпоративного управления.

Хотя MDM в общей постановке почти не имеет страновой специфики, нельзя недооценивать того, что мы являемся российским разработчиком. Наше решение входит в небезызвестный реестр российского ПО, и, следовательно, нам проще входить в государственные и окологосударственные проекты. Да и для коммерческих компаний мы в качестве партнеров можем как минимум быть комфортнее.

Ну и наконец, если посмотреть на наш прайс-лист и сравнить его с прайс-листом зарубежного поставщика, можно сразу убедиться, что цены на схожие продукты различаются весьма существенно, и это тоже наше более чем явное маркетинговое преимущество.

Если MDM как отдельно поставленная задача корпоративного управления является комплексной, то должно существовать соответствующее направление консалтинга...

Консалтинг, безусловно, необходим. При этом обязательно следует отметить, что мы говорим о весьма специфической его области, которую нельзя рассматривать как своего рода продолжение или совершенствование методик учета тех или иных ресурсов в бизнесе или, скажем, процессов корпоративного планирования. Напомню также, что говоря о MDM-проектах, мы имеем в виду не только процессы и их ИТ-поддержку. Мы также ведем речь об оргструктуре предприятия, штатном расписании, обучении персонала.

Как следствие, управление НСИ требует уникальной экспертизы. Сейчас мы самостоятельно оказываем консалтинговую поддержку внедряемых нашей компанией продуктов. Также уже на протяжении длительного времени аналогичную поддержку в России оказывают и ведущие мировые консалтинговые фирмы. Так что данный рынок в нашей стране вполне состоявшийся, хотя и полностью зрелым я бы его пока не назвал.

Даже учитывая универсальность направления MDM, в ваших продуктах наверняка есть нюансы технической реализации, обусловленные российской спецификой. Или, быть может, в них заложены какие-либо полезные функции, которые есть далеко не везде?

Как мы уже не раз отмечали, внедрение управлением НСИ на предприятии является комплексной задачей. Значит, и ИТ-решение тоже должно быть комплексным. В этом смысле помимо репозитория, фактически хранящего справочники НСИ, должны присутствовать инструменты обеспечения качества данных, ETL-средство, всевозможные интерфейсы для ввода данных в MDM-систему, для их выгрузки в другие продукты или для сопряжения системы с деятельностью экспертов, вынужденных в тех или иных случаях выполнять определенные операции вручную. В итоге функций у MDM-системы много. Из специфических для России могу отметить функцию работы с адресными классификаторами. У нас соответствующие записи традиционно генерируются по правилам, отличным от западных, что в нашем продукте учтено. Есть также очень удобная функция интеграции с с различными картографическими сервисами откуда адреса можно получать автоматически.

Из интересных решений, пожалуй, отметил бы наш модуль «DATAREON: Нормализация нормативно-справочной информации» В него встроены алгоритмы искусственного интеллекта, которые с высокой долей вероятности могут, например, предположить идентичность товарных позиций, даже если соответствующие данные в разных системах представлены по-разному. Этот алгоритм, кстати, самообучающийся, и чем интенсивнее он используется, тем качественнее работает.

Один важный момент касается системы интеграции, без которой, как было уже сказано, не обходится ни один MDM-проект. Как и любой продукт класса Enterprise Service Bus, Datareon ESB обязан иметь так называемые коннекторы к конкретным прикладным системам. Технически для производителя задача их написания не архисложная. Мы, например, имеем коннекторы ко всем популярным на российском рынке ИТ-системам как зарубежных, так и российских поставщиков. А если даже их нет, мы всегда готовы создать необходимый. А вот наши зарубежные коллеги коннекторы к российским системам как раз имеют не всегда. Проблема тут явно не в написании кода, и таким образом она, будучи абсолютно технической, по факту превращается в маркетинговую.

Каковы коммерческие планы вашей компании на среднесрочную перспективу?

Бизнес DATAREON растет достаточно быстро. Наш план на новый финансовый год ‒ обеспечить рост в 48%. По обороту это на уровне 185 млн. руб. На последующие периоды точную цифру мы сейчас назвать вряд ли можем, но в любом случае собираемся расти быстрее рынка.

ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT

Менеджеры DATAREON будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)280-08-01. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх